Напоминаем, что с 1 сентября 2023 года вводятся новые правила и типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств.
Документы: Приказы Минтруда от 29.10.2021 №766н и от 29.10.2021 №767н.
Работодатели утверждают перечни и выдают СИЗ и смывающие средства на основании единых типовых норм.
Для всех отраслей экономики пока действуют типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (утверждены приказом Минтруда от 09.12.2014 №997н, постановлением Минтруда от 31.12.1997 №70 и приказом Минздравсоцразвития от 20.04.2006 №297). Есть типовые нормы и по видам экономической деятельности.
С 01.09.2023 вступают в силу новые типовые нормы, но до 31.12.2024 допускается применять и новые типовые нормы, и прежние, если они изданы до 01.03.2022.
Но в любом случае при выдаче СИЗ и смывающих средств нужно будет учитывать результаты спецоценки и оценки профрисков.
Среди новых правил есть возможность использовать типовые нормы выдачи разным работодателям, в том числе СК РФ, прокуратура, ФСБ, МЧС и другие, а также:
- для облегчения выдачи СИЗ можно применять программно-информационные системы и устройства;
- будет упрощена замена нескольких СИЗ;
- добавится ряд новых обязанностей к работникам;
- локальные нормы придется актуализировать чаще - после проявления ОПР и обращения сотрудников о новых опасностях;
- работодатель сам будет решать, как списывать непригодные средства индивидуальной защиты, и утверждать документально.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти требования обязательны для всех, поэтому выполнять их должны не только работодатели, но и работники.
Требования к работникам при обеспечении СИЗ.
Главное в правилах остается неизменным - ответственным за обеспечение СИЗ остается работодатель, однако новый приказ добавил ряд новых обязанностей самим работникам:
- применять СИЗ только по назначению и следовать правилам использования выданных СИЗ;
- информировать работодателя об изменениях своих параметров;
- самостоятельно осматривать СИЗ на пригодность перед началом работ и сообщать в случае обнаружения нарушений работодателю;
- если СИЗ неисправны, но срок их годности не истек, работники должны вернуть работодателю даже не целые СИЗ;
- если срок годности СИЗ истек, нужно вернуть их, а также вернуть при увольнении.
Нужно обратить внимание, что срок использования СИЗ начинается с того дня, когда они были выданы работнику под роспись. Эти данные позволят спланировать мероприятия по их ремонту и замене. Причем период эксплуатации СИЗ не должен превышать установленный срок годности.
За нарушения правил работника можно привлечь к дисциплинарной и материальной ответственности.
Чтобы не нарушать требования охраны труда, необходимо вовремя проходить обучение, в том числе обучение по применению средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Что должен делать работодатель при обеспечении СИЗ.
Обязанности добавили не только работникам, но и работодателям:
- необходимо разработать пошаговые действия по предоставлению работникам смывающих средств и индивидуальной защиты;
- уведомлять сотрудников обо всех средствах, которые им положены;
- заниматься вопросами обучения и инструктажа по применению работниками СИЗ, в т. ч. определение их пригодности;
- учитывать и контролировать возврат средств;
- запрещать приступать к работе сотрудникам, у которых нет СИЗ или они неисправны;
- устанавливать вендинговое оборудование и дозаторы для обеспечения постоянного наличия в них СИЗ и смывающих средств;
- следить за правильным использованием работниками СИЗ;
- проводить все этапы обеспечения СИЗ, в т.ч. хранения, сушки, выявления повреждений, ремонт.
Причем до вступления в силу правил работодатель должен оценить необходимость выдачи СИЗ и смывающих средств своим сотрудникам. Именно с этого этапа начинается планирование приобретения СИЗ и обучение по их применению.