1.

Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.

Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы.

Современное производство все усложняется. В его процессе часто применяют ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей. Все это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций.

Довольно часто аварии приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последствиям.

Как правило, опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий возникает в случае аварий на потенциально опасных объектах (ПОО), на которых .используются, производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются:

  • пожаровзрывоопасные вещества;
  • опасные химические вещества;
  • биологические вещества;

на установках, в складах, в хранилищах, в инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

Источниками техногенных чрезвычайных ситуаций могут быть:

  • аварии;
  • катастрофы;

Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей, приводящие к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению про­изводственного или транспортного процесса а также к нанесению ущерба окружающей природной среде;

Катастрофа – крупная авария с человеческими жертвами.

Промышленные аварии подразделяют на:

  • радиационные аварии – аварии на радиационно опасном объекте, приводящие к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации;
  • химические аварии – аварии на химически опасном объекте, сопровождающиеся проливом или выбросом опасных химических веществ;
  • биологические аварии – аварии, сопровождающиеся распространением опасных биологических веществ;
  • гидродинамические аварии – аварии на гидротехническом сооружении, вследствие которых вода распространяется с большой скоростью.

Среди транспортных аварий и катастроф выделяют следующие:

  • железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта или гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время;
  • крушение поезда – столкновение поезда с другим поездом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станциях, в результате которого погибли или ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения или схода подвижного состав
  • дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей или причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств или иной материальный ущерб;
  • авария на трубопроводе – авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ;
  • авария на подземном сооружении – опасное происшествие на подземной шахте, горной выработке, подземном складе или хранилище, в транспортном тоннеле или рекреационной пещере, связанное с внезапным полным или частичным разрушением сооружений, создающее угрозу жизни и здоровью находящихся в них людей или приводящее к материальному ущербу;
  • авиационная катастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и груза.

Поражающие факторы источников техногенных чрезвычайных ситуаций классифицируют:

  • по генезису воздействия
  • по механизму воздействия.

По генезису выделяют факторы:

  • прямою действия или первичные (непосредственно вызываются возникновением источника чрезвычайной ситуации);
  • побочного действия или вторичные (вызываются изменением объектов окружающей среды первичными поражающими факторами).

По механизму действия поражающие факторы подразделяют на факторы физического действия:

  • воздушная ударная волна,
  • волна сжатия в грунте,
  • сейсмовзрывная волна,
  • волна прорыва гидротехнических сооружений,
  • обломки и осколки,

на факторы химического действия;

  • экстремальный нагрев среды;
  • тепловое излучение, ионизирующее излучение;
  • токсическое действие;

Основные причины техногенных аварий и катастроф заключаются в следующем:

  • возрастание сложности производств, часто это связано с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих сильное воздействие на компоненты окружающей среды;
  • уменьшение надежности производственного оборудования и транспортных средств в связи с высокой степенью износа;
  • нарушение технологической и трудовой дисциплины, низкий уровень подготовки работников в области безопасности.

В зависимости от используемых на предприятиях веществ на территории региона (муниципального образования) могут располагаться:

1)радиационно опасные объекты (РОО).

На апрель 2017 года в России на 10 действующих АЭС, эксплуатировалось 35 энергоблоков общей мощностью 27 914,30 МВт:

19 реакторов с водой под давлением:

В России действует более 100 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно-исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Почти все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.